Разработаем бизнес-план кафе, ресторана, бара, столовой, кейтеринга

        

       

Бизнес-план ресторана

Открытие любого ресторана начинается с зарождения идеи и планирования. Ресторатор тщательно продумывает, какую целевую аудиторию выбрать, где лучше расположить заведение, какой будет посещаемость и размер среднего чека, как подобрать подходящий дизайн и интерьер, откуда взять деньги для реализации проекта. То есть, на стадии становления идеи, предприниматель составляет устный бизнес-план ресторана.

Большинство инвесторов охотно вкладывают деньги в ресторанный бизнес. При правильной организации работы заведения он окупается через 1,5-2 года (если больше, то проект редко находит инвестора). После покрытия первоначальных расходов предприятие начинает приносить прибыль. Характерная для ресторанного бизнеса рентабельность колеблется от 20% до 60%. Чтобы получить деньги у инвесторов или взять кредит в банке, необходимо составить грамотный бизнес-план открытия ресторана, который можно заказать в консалтинговой компании, специализирующейся на ресторанном бизнесе. Например, нашей. Профессионально написанный третьей незаинтересованной стороной документ будет содержать достоверную информацию, и выглядеть он будет более убедительно в глазах вкладчиков.
Сумма необходимых капиталовложений и размер доходов зависят от категории и масштаба будущего предприятия: классический ресторан, кафе-ресторан, пивной ресторан или ресторан-клуб. При этом заведение может ориентироваться на традиционную, смешанную, итальянскую, японскую, вьетнамскую, кавказскую или другую кухню.

Существует традиционная классификация ресторанов, в зависимости от уровня обслуживания, ассортимента и расценок: элитные, демократичные и быстрого питания или фаст-фуд. Характерной чертой элитных ресторанов класса «Люкс» является комфортабельность, роскошный интерьер, оригинальные блюда, приготовленные шеф-поваром высокого класса, и высокие цены. Демократичные рестораны имеют уютный приятный интерьер, широкий ассортимент блюд и умеренные цены. Фаст-фуды, по сути, являются аккуратной забегаловкой. В их меню предлагается стандартный перечень нехитрых блюд, цены невысокие, а клиенты находятся на самообслуживании.

У начинающих рестораторов есть два варианта организации предпринимательской деятельности: приобрести готовый бизнес или всё начинать с нуля. Покупка готового ресторана, с одной стороны, многое упрощает. В помещении подведены все необходимые коммуникации, рассчитанные на работу предприятия общественного питания (хотя данный факт ещё надо проверить). Уже есть своя клиентура, помещение оснащено и оформлено. Скорее всего, новый хозяин захочет всё изменить. А ведь всем известна пословица: «Старое переделывать дороже, чем новое строить». Так что нужно хорошо продумать, во сколько обойдётся сумма изменений, и не выгоднее ли всё начинать с нуля. Найти подходящее помещение бывает довольно сложно. Иногда предпринимателю приходится сначала искать место для ресторана, а потом заказывать в консалтинговом агентстве маркетинговый анализ местности. Цель исследования – определить, заведение какого типа, будет наиболее эффективно функционировать в данном районе, и приносить прибыль.

Воспользовавшись услугами консалтинговой компании можно решить целый ряд вопросов: проведение маркетингового исследования, разработка бизнес-плана ресторана, покупка готового бизнеса, приобретение или аренда помещения и многое другое.

В проведении анализа месторасположения заведения учитываются такие факторы: проходимость местности, наиболее вероятная целевая аудитория, наличие конкурентов, изучение их сильных и слабых сторон, наличие и удобство парковки, подходящий дизайн и интерьер. Возможных для будущего заведения концепций, как правило, предлагают несколько – на выбор клиента.

Доходность заведения, в первую очередь, зависит от посещаемости и размера среднего чека, но большую роль играет и класс заведения. Хотя, чем выше уровень – тем больше объём первоначальных капиталовложений. Стационарный фаст-фуд приносит доход от 60000 до 200000 долларов в год, при начальных капиталовложениях от 50000 до 200000 долларов. Годовая прибыль демократичного ресторана составляет от 100000 до 350000 долларов, при вложениях 200000-250000 долларов. Ресторан «Люкс» способен принести хозяину от 400000 до 800000 долларов в год, тогда как необходимый стартовый капитал от 500000 до 1000000 долларов. Отметим, что указанного уровня доходности, предприятия способны достигнуть при удачном выборе сегмента рынка, месторасположения и правильном позиционировании.

Прежде чем думать о дизайне, интерьере и оснащении, необходимо определиться с направлением кухни и составить меню. Обстановка ресторана должна соответствовать предлагаемым блюдам. Например, ресторан, ориентирующийся на национальную кухню, должен быть оформлен в стиле соответствующем традициям её родины (Италии, Японии, Кавказа, Вьетнама, стран Латинской Америки и т. д.). Широкий ассортимент в меню рыбных блюд предполагает морскую тематику в интерьере, блюда из дичи ассоциируются с охотой, а привычные домашние блюда удачно сочетаются с уютной семейной обстановкой. Каждый ресторан должен иметь свою изюминку, иначе он затеряется среди других заведений.

Очень важный момент в становлении предприятия - получение всех необходимых для работы документов. В первую очередь, оформляется договор аренды или купли-продажи. Также для предпринимательской деятельности в сфере ресторанного бизнеса нужно иметь: свидетельство о регистрации в торговом реестре, лицензию на продажу алкогольных напитков в розницу, заключение СЭН, Госпожарнадзора, разрешение на размещение наружной рекламы. Необходимо заключение договоров с поставщиками продуктов, на вывоз мусора, дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, установку сигнализации и видеонаблюдения.

 Очень важный фактор, влияющий на успех заведения, - это хорошо подобранный коллектив. Ещё до открытия ресторана необходимо найти квалифицированного шеф-повара и менеджера. Вместе с ними легче будет продумать меню, организовать ремонтные работы, закупить подходящее оборудование, подобрать персонал, продумать систему управления и организационную структуру ресторана.

Выбор оснащения для ресторанов на рынке большой и разнообразный. Цена и качество зависят от производителя. Российское оборудование числится в низшей ценовой категории и характеризуется невысоким качеством. Цены средней величины и очень неплохое качество товара итальянских и немецких производителей. Самое лучшее оборудование – английское, швейцарское, но и стоимость его высока.

Необходимо обеспечение ресторана компьютерной техникой и специализированными программами для автоматизации системы учёта и контроля. Подходящее для ресторана программное обеспечение: R-Keeper, «Ресторан 2000» или адаптированная версия «1С предприятие».

Красивая привлекающая внимание вывеска является хорошей рекламой. Размещение объявлений в Интернете, местных газетах и на радио проинформирует потенциальных клиентов о ресторане. Можно заказать сувениры с логотипом фирмы: спички, зажигалки, пепельницы, бокалы и так далее. Необходимо периодически обновлять меню, интерьер, проводить развлекательные мероприятия. Клиенты должны узнать об открытии нового ресторана и после первого посещения получить самые приятные впечатления. Только так можно завоевать постоянную аудиторию.